Что входит в предрейсовый осмотр водителей


Транспортное средство, которым управляет нездоровый, нетрезвый или уставший водитель, становится источником повышенной опасности. Предрейсовый медицинский осмотр призван выявить таких водителей, чтобы предотвратить создание потенциально опасной ситуации на дороге.

Для чего нужны предрейсовые осмотры

Медицинский осмотр водителей – это процедура, при которой водитель транспортного средства проходит проверку здоровья и самочувствия. Медицинский работник обязан убедиться, что состояние водителя позволяет ему выйти в рейс и адекватно оценивать дорожную обстановку. Его состояние не должно становиться угрозой для участников дорожного движения.

Медицинские осмотры могут быть предрейсовыми – перед рейсом. Если сотрудник работает по сменам, то он обязан пройти предсменный медицинский осмотр.

Также производится послерейсовый медицинский осмотр. Он нужен, если водитель имеет дело с опасными или токсичными грузами или перевозит пассажиров. При работе по сменам для таких сотрудников производятся послесменные осмотры.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров регламентирован приказом Минздрава № 835н от 2014 года. Его положения действительны и для 2021 года.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Если водитель водит машину, которая принадлежит компании или ИП, то он обязан постоянно проходить предрейсовые медосмотры. Также он обязан это делать, если работает на собственном автомобиле, будучи зарегистрированным в качестве ИП для оказания услуг по перевозке. Если же на этом авто он совершает личную поездку, то осмотр не требуется.

Предрейсовые осмотры на предприятии организуют для всех работников, управляющих машинами. Но если водитель управляет авто в экстренной службе, то именно перед рейсом он проходить медосмотр не должен, но на смену он выходит только при условии успешного прохождения предсменного.

В автотранспортной компании могут быть установлены дополнительные требования для пред- и послерейсовых осмотров. Помимо федерального закона и приказов, писем Минздрава процедуры могут регламентироваться внутренними документами организации, если они не противоречат законодательству.

Например, руководитель может обязать дополнительно осматривать работников, которые были замечены в употреблении алкоголя или наркотических веществ. Также могут быть организованы дополнительные осмотры после смены или рейса для лиц старше определенного возраста или имеющих некоторые заболевания. Также работодатель может получить предписание от надзорных и контролирующих органов, чтобы дополнительно контролировать состояние сотрудников после рейса, смены, в конце рабочего дня, например, в условиях пандемии.

Как должны проводиться медосмотры

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров предполагает, что они должны быть организованы и профинансированы работодателем. Производить их нужно непосредственно перед сменой, чтобы выявить состояние здоровья, которое не дает работнику выполнять свои трудовые обязанности из-за болезни, плохого самочувствия или опьянения.

Время, в которое производятся предрейсовые осмотры, включается в рабочее. Если работник проходит осмотр на стороне и в нерабочее время, то ему должны выплачиваться сверхурочные.

Проводит предрейсовые медицинские осмотры либо медработник, который официально включен в штат компании, оказывающей транспортные услуги, либо представитель медицинской организации. У этой организации должен быть заключен договор с клиентом именно на произведение предрейсовых медицинских осмотров. При этом медорганизация должна иметь лицензию на право заниматься такой деятельностью. Подобная же лицензия должна быть у компании, оказывающей транспортные услуги, если в ней медицинские предрейсовые осмотры проводит штатный медработник.

Проводить медосмотры могут врач, фельдшер или медсестра, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документ об этом. Проводятся обследования в специально отведенном и оборудованном для этого кабинете.

Предрейсовый осмотр: что в него входит?

Во время предрейсового осмотра медработник проверяет два фактора: самочувствие водителя и его трезвость.

Чтобы оценить самочувствие, медицинский работник измеряет артериальное давление, пульс и температуру. Если какой-то из этих показателей не в норме, производится повторное измерение через 20 минут.

Также медработник производит осмотр сотрудника визуально, выслушивает жалобы водителя. Работник может пожаловаться на боли в груди, зубную боль, расстройство ЖКТ, головную или любую другую боль, признаки простуды и т. д. Если водитель жалуется на плохое самочувствие, на обострение хронических заболеваний, его необходимо направить на последующее обследование в медучреждении. В этот день на работу он не выходит.

Основное контрольное мероприятие – проверка на опьянение. Используя алкотестер, медицинский работник измеряет промилле. Если определены процент алкоголя в крови или какие-либо другие признаки приема наркотических веществ, работник не может быть допущен в этот день к управлению автомобилем.

Если же тест на алкоголь оказался отрицательным, но у медика возникли сомнения в трезвости водителя, он имеет право назначить дополнительный тест. Проверяют содержание алкоголя в моче.

По итогам осмотра медработник выносит одно из двух заключений:

  • не выявлено опасных обстоятельств и признаков, которые мешали бы исполнению трудовых функций, то есть водитель допускается к работе;
  • опасные факторы выявлены, то есть водитель не может быть допущен к управлению транспортом.

Отметка об этом ставится в журнал предрейсовых осмотров. О результатах освидетельствования необходимо известить работодателя. Если сотруднику требуется дальнейшее обследование в больнице, ему выписывается соответствующее направление.

Штамп о пройденном медосмотре ставится в путевой лист. Он заверяется подписью медика с расшифровкой фамилии, указываются дата и время прохождения осмотра.

Послерейсовые осмотры производятся в том же порядке, что и предрейсовые. На них также выясняется самочувствие работника и возможное алкогольное или иное опьянение.

Журнал предрейсовых осмотров

Этот документ ведёт медик, проводящий освидетельствование. В журнале указывают такие сведения:

  • Ф. И. О. водителя, его дата рождения и пол;
  • дата, время медосмотра;
  • итог проведённого обследования;
  • вердикт о допуске или недопуске к вождению;
  • подписи медика и водителя.

Строгих формулировок, как это должно быть записано в журнале, законом не установлено. Можно писать в произвольной форме.

Если на предприятии есть какая-то специфика, связанная со здоровьем, в журнале могут быть дополнительные графы. Для послесменных осмотров заводят отдельный журнал. Вести журналы можно электронно или в бумажном виде. В электронном журнале, естественно, требования о подписи водителя нет.

Ответственность

Если был нарушен порядок проведения и организации осмотров, это считается административным правонарушением, за которое налагается штраф. Для юридических лиц и предпринимателей он достигает 50 тысяч рублей. Также нарушением будет допуск водителя с опьянением к управлению автомобилем. Работодателю за это грозит штраф в 100 тысяч рублей.

 

Отправляя сведения через форму, Вы даете согласие на обработку представленной Вами информации